телевизионный спутник ямал
телевизионный спутник ямал
телевизионный спутник ямал, Окончаниe. Начало см. в "Радио", 1998, ╧ 7 с. 65 С
помощью трехпозицион-ных переключателей (ПК1 и ПК2) осуществляется
скользящее резервирование частотных каналов (четырех из шести) в каждой
из четырех групп. "Дракон - Р16" содержит, как сказано здесь, четыре
группы таких устройств, а на рис. 8 подробно показан состав только одной
(первой) из этих групп, остальные группы аналогичные, но работают с
другими частотными каналами. Двухпозиционные волно-водные
переключатели (ПВ) обеспечивают коммутацию частотных каналов по
передаче. Кроме того, в бортовой ретранслятор входит передатчик "Маяк", о
назначении которого говорилось выше. Возможности коммутации частотных каналов в БРТК между антеннами по передаче приведены в табл. 1, по приему — в табл. 2.
Отметим ряд особенностей спутника "Галс - Р16". Впервые в отечественной
практике космического приборостроения все приборы модуля полезной
нагрузки размещены вне термоконтейнера космического аппарата и находятся
в открытом космическом пространстве. Приемная
маломощная часть (ММЧ) полностью разработана и изготовлена в НИИ Радио и
его российскими смежниками. Передающая мощная выходная часть поставлена
по контракту с компанией SPAR (Канада), изготовитель усилителей
мощности на ЛБВ — компания DORN╡ER (Германия). Технические характеристики БРТР "Дракон - Р16", реализующие вышеперечисленные возможности, приведены в табл. 3.
—3 дБ равна 33 МГц. При цифровом способе передачи ТВ программ линейная
скорость передачи цифровых сигналов с квадратурной фазовой модуляцией —
не менее 41,6 Мбит/с. Модуль служебных систем МСС - 2500 - 03 - ГС0
Спутники "Галс - Р16" создаются на базе модуля служебных систем МСС -
2500 - 03 - ГСО. Его основные характеристики приведены в табл. 4. Ресурсы и услуги, предоставляемые МСС - 2500 - 03 - ГСО для полезной нагрузки, приведены в табл. 5.
Модуль МСС - 2500 - 03 - ГСО, по сравнению с ранее создавшимися, имеет
больший срок активного существования (10 лет) и обладает большими
энергетическими, информационными, тепловыми и другими ресурсами,
предоставляемыми модулю полезной нагрузки. В состав модуля МСС-2500-03-ГСО входят следующие бортовые системы: — бортовой комплекс управления (БКУ); — система ориентации и стабилизации (СОС); — система навигации и управления движением (СНУД); — система коррекции (СК); — система электропитания (СЭП); — система терморегулирования (СТР); — механические устройства.
Бортовой комплекс управления предназначен для приведения бортовых
систем в рабочее состояние, оперативного управления и контроля состояния
систем КА, автономного управления по заданной программе, диагностики
состояния бортовых систем с формированием и выдачей, при необходимости,
сигнала "Вызов НКУ" (НКУ - наземный комплекс управления), организации
бортового времени, организации взаимодействия бортовых систем по выводу
КА из режимов закрутки и отключения ретранслятора, приема и ретрансляции
сигналов параметров орбиты; организации наземных испытаний КА.
БКУ функционирует на базе аппаратных средств и программного обеспечения,
которое является организующим элементом. В соответствии с его
алгоритмами выполняются целевые задачи аппаратных средств. Система ориентации и стабилизации выполняет следующие задачи:
— осуществляет режимы успокоения и начальной ориентации КА после
отделения от разгонного блока РН "Протон"; постоянно производит
трехосную ориентацию и стабилизацию КА в течение всего срока активного
существования спутника, а также одноосную ориентацию панелей солнечных
батарей на Солнце. Перечисленные задачи реализуются с помощью
гироскопического стабилизатора и блоков измерения угловых скоростей.
Кроме того, для этих целей используются приборы ориентации на Солнце,
Землю и Полярную звезду, а также поворотное устройство солнечной батареи
и блок управления системы ориентации. Логика управления и
контроля системы ориентации и стабилизации заложена в программном
обеспечении системы, которое реализуется БКУ. Максимальная ошибка ориентации осей КА в режимах связи, обеспечиваемая системой ориентации и стабилизации, не превышает: — по каналу крена 0,1°; — по каналу тангажа 0,15°; — по каналу рыскания 0,2°. Система
навигации и управления движением решает группу задач. Она служит для
определения параметров орбиты на основе результатов измерения и
прогнозирования параметров движения КА. С ее помощью производится расчет
параметров коррекции для поддержания положения КА по долготе и широте с
точностью ±0,1° и формирования командной информации для двигательной
установки коррекции. Кроме того,рассчитывается баллистическая
информация, с помощьюкоторой обеспечивается работа бортовых систем,
рассчитываются координаты Солнца, Луны, Полярной звезды, теневых
участков на орбите КА. Программное обеспечение используется для
правильной работы приборов ориентации и стабилизации. Программное
обеспечение реализуется БКУ. Система коррекции предназначена для
создания управляющих моментов и стабилизации КА, формирования заданных
уровней тяг для приведения КА в требуемую долготу точки стояния и
удержания его в заданной области по долготе и широте. Эти задачи
решаются с помощью двигательной установки ориентации и стабилизации на
базе термокаталитических двигателей (рабочее тело двигателей —
гидразин), двигательной установки коррекции на базе стационарных
плазменных двигателей (рабочее тело двигателей — ксенон) и блоков
управления двигательными установками. Логика управления и контроля системы коррекции заложена в программном обеспечении системы коррекции, которое реализуется БКУ.
Система электропитания обеспечивает электроэнергией бортовую аппаратуру
на участке выведения и в течение всего срока активного су-шествования
на орбите. В его состав входят следующие устройства: ориентируемая
солнечная батарея, три аккумуляторные батареи и блок электронного
регулирования напряжения. Солнечная батарея генерирует
постоянный ток, обеспечивающий электропитание бортовой аппаратуры и
заряд аккумуляторных батарей, которые являются вторичным
(вспомогательным) источником электроэнергии на этапах выведения и
ориентации, а также в периоды затенения спутника, когда мощность
нагрузки превышает мощность солнечных батарей. Блок электронного
регулирования напряжения стабилизирует напряжение на выходных шинах
системы управления режимом работы системы и защиты аккумуляторных
батарей от перегрева и перезаряда. С помощью системы
терморегулирования поддерживается тепловой режим всего спутника, включая
модуль полезной нагрузки, в требуемом диапазоне рабочих температур. Для
этого используются активная газожидкостная система, пассивные средства и
электрообогреватели. Тепловой режим модуля полезной нагрузки
поддерживается благодаря прокачке теплоносителя по жидкостному тракту,
вмонтированному в сотовую панель, на которой размещаются приборы модуля
полезной нагрузки. Конструкция и механические устройства включают
в себя элементы, обеспечивающие увязку всех блоков аппаратуры и других
структурных единиц модуля служебных систем, модуля полезной нагрузки, а
также стыковку с ракетой-носителем. К основным элементам конструкции
относятся: герметичный приборный отсек, в котором размещено оборудование
модуля служебных систем; нижняя ферма, обеспечивающая интерфейс с
системой отделения; верхняя ферма, обеспечивающая интерфейс с полезной
нагрузкой; система отделения, а также механизмы раскрытия солнечных
батарей. Управление космическим аппаратом
Бортовой комплекс управления космическим аппаратом совместно с наземным
комплексом управления (НКУ) и специализированным программным
обеспечением составляют единую систему управления КА. В целом, БКУ и НКУ
позволяют оперативно перераспределять между собой различные задачи
управления КА в процессе эксплуатации и, таким образом, реализуют гибкую
технологию управления КА, легко адаптируемую к различным ситуациям в
космосе. Связь БКУ и НКУ осуществляется по радиолинии с помощью
командно-измерительной системы (КИС). Многолетняя эксплуатация и высокая
отработанность КИС, БКУ КА и НКУ обеспечивают надежное управление КА в
ходе его эксплуатации. Средства выведения
В качестве средств выведения используется ракета-носитель "Протон" в
четырехступенчатом варианте, обеспечивающая прямое выведение КА на
геостационарную орбиту. Состоялось более 220 запусков КА с помощью этой
РН; для 50 последних запусков коэффициент успешных запусков составил
0,94. "Протону" была посвящена специальная статья в журнале ╧ 4 за этот
год. * * * Подведем некоторые итоги. "Галс-Р16" —
это современный спутник НТВ, не уступающий по массо-габаритным,
надежностным и другим показателям зарубежным спутникам (Hughes, Loral,
Alcatel, Matra Marconi), а по функциональным возможностям —
превосходящий их. С полным основанием с нем можно говорить как о
реальном достижении отечественной науки и техники. Бортовой
ретранслятор, разработан и изготовлен в НИИРе, а космический аппарат и
модуль служебных систем — в НПО прикладной механики, г. Железногорск.
Система спутникового НТВ на базе многолучевого многоствольного КА
"Галс-Р16" обладает большой гибкостью в выборе зон обслуживания. Это
позволяет при необходимости предоставить услуги НТВ на территории
России, стран СНГ и европейских, азиатских и африканских стран.
Международным союзом электросвязи России выделено только 16 частотных
каналов для систем НТВ, поэтому нецелесообразно размещение на спутнике
большего числа транспондеров.
|